вторник, 21 апреля 2015 г.

Патрик Модиано. Незаметный лауреат

Когда в октябре 2014 года шведская королевская академия назвала имя очередного нобелевского лауреата в области литературы, я почувствовал себя человеком, совершенно не разбирающимся в мировой интеллектуальной литературе. Имя нового лауреата – Патрик Модиано, не сказало мне ровным счетом ничего

Он не фигурировал ни в одном букмекерском списке претендентов на премию (зато в этих списках с завидной регулярностью появляется Харуки Мураками, писатель, которого лично я без отвращения читать не могу). Недавно я все-таки решил прочесть некоторые его романы для ознакомления, и впечатление, честно говоря, сложилось довольно неоднозначное.
Родился Патрик Модиано в 1945 году во Франции. Его родителями были бизнесмен и актриса. Учился в парижском лицее Генриха IV,где познакомился с Раймоном Кено, известным французским сюрреалистом. Знакомство с Кено оказало влияние на юного писателя. Именно Кено ввел молодого человека в литературную среду, чем предопределил его судьбу.  За второй роман «Площадь Звезды» был награжден премией Фенеона – французской наградой, ежегодно присуждаемой литераторам до 35 лет «в скромном положении», чтобы они могли продолжить обучение по специальности.
Во Франции Модиано-признанный классик, увенчанный всеми существующими наградами Пятой Республики. Так, за свою книгу «Бульварное кольцо» он получил большую премию Французской академии за роман, а в 1978 году за роман «Улица темных лавок»- высшую литературную награду страны- Гонкуровскую премию. Из трех романов автора, прочитанных мной, эта книга, пожалуй, наиболее яркая и отражающая идеи писателя.  Его стиль неуловимо напоминает горячо любимый мной экзистенциализм. Идея одиночества человека, одна из ключевых в  творчестве писателя прослеживается в этой книге достаточно остро. Главный герой, много лет назад потерявший память, решил отыскать хоть что-то, что приблизит его к разгадке собственной личности. Интересным методом писатель показывает финал – он словно бы намечает его пунктиром, говорит о нем шепотом – вроде все понятно, но это сказано настолько тихо и неприметно, что можно, будучи невнимательным читателем – пропустить ключевое.  На мой взгляд, это единственная книга Модиано, которую для понимания писателя обязательно надо прочесть.

«Утраченный мир» - книга, по сути, о том же, только в других декорациях. Француз, 20 лет проживший в Англии, ставший известным писателем, возвращается в город своей юности, где бродит по волнам своей памяти. Книга достаточно быстро надоедает, интересно в ней, пожалуй, только наличие небольшого процента абсурда, возводящего нас к творчеству Беккета и Ионеско.  Больше ничего особенно запомнившегося в книге нет.
Но нобелевскую премию автору дали:  за искусство памяти, благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл жизненный мир человека времен оккупации”. Тут необходимо сделать небольшое отступление, отец Модиано был евреем-коммерсантом, который во время немецкой оккупации был полезен оккупантам и даже не носил нашивку в виде желтой шестиконечной звезды. Тема оккупации тоже стала важнейшей в его творчестве. В романе “Дора Бродер” расказывается история пропавшей во время войны двенадцатилетней девочки, через которую автор показывает ужасы Холокоста и высылки французских евреев. Холокост- тема не просто актуальная, а слегка набившая оскомину. Модиано с его манерой показывать все “пунктиром”, отнюдь не выглядит тут новатором и первооткрывателем. Хотелось бы еще отметить специфическую “математичность” его романов. В них очень много цифр, адресов, номеров телефона, что отвлекает от цели  повествования.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что творчество писателя в контексте современного европейского литературного процесса(находящегося в глубоком упадке) выглядит неплохим и Нобелевскую премию он получил не зря. Но запоминающимися и потрясающими его романы, безусловно, не назовешь.
Общая оценка 6.5 (из 10 возможных)

Комментариев нет:

Отправить комментарий