Когда в октябре 2014 года
шведская королевская академия назвала имя очередного нобелевского лауреата в
области литературы, я почувствовал себя человеком, совершенно не разбирающимся
в мировой интеллектуальной литературе. Имя нового лауреата – Патрик Модиано, не сказало мне ровным
счетом ничего.
Он не фигурировал ни в одном букмекерском списке претендентов на
премию (зато в этих списках с завидной регулярностью появляется Харуки
Мураками, писатель, которого лично я без отвращения читать не могу). Недавно я
все-таки решил прочесть некоторые его романы для ознакомления, и впечатление,
честно говоря, сложилось довольно неоднозначное.
Родился Патрик Модиано в 1945 году
во Франции. Его родителями были бизнесмен и актриса. Учился в парижском лицее Генриха IV,где познакомился с Раймоном Кено, известным французским
сюрреалистом. Знакомство с Кено оказало влияние на юного писателя. Именно Кено
ввел молодого человека в литературную среду, чем предопределил его судьбу. За второй роман «Площадь Звезды» был награжден
премией Фенеона – французской наградой, ежегодно присуждаемой литераторам до 35
лет «в скромном положении», чтобы они могли продолжить обучение по
специальности.
Во Франции Модиано-признанный
классик, увенчанный всеми существующими наградами Пятой Республики. Так, за свою
книгу «Бульварное кольцо» он получил большую премию Французской академии за
роман, а в 1978 году за роман «Улица темных лавок»- высшую литературную награду
страны- Гонкуровскую премию. Из трех романов автора, прочитанных мной, эта
книга, пожалуй, наиболее яркая и отражающая идеи писателя. Его стиль неуловимо напоминает горячо любимый
мной экзистенциализм. Идея одиночества человека, одна из ключевых в творчестве писателя прослеживается в этой
книге достаточно остро. Главный герой, много лет назад потерявший память, решил
отыскать хоть что-то, что приблизит его к разгадке собственной личности.
Интересным методом писатель показывает финал – он словно бы намечает его
пунктиром, говорит о нем шепотом – вроде все понятно, но это сказано настолько
тихо и неприметно, что можно, будучи невнимательным читателем – пропустить ключевое. На мой взгляд, это единственная книга
Модиано, которую для понимания писателя обязательно надо прочесть.
«Утраченный мир» - книга, по сути, о том же, только в других декорациях. Француз, 20 лет проживший в Англии, ставший известным писателем, возвращается в город своей юности, где бродит по волнам своей памяти. Книга достаточно быстро надоедает, интересно в ней, пожалуй, только наличие небольшого процента абсурда, возводящего нас к творчеству Беккета и Ионеско. Больше ничего особенно запомнившегося в книге нет.
«Утраченный мир» - книга, по сути, о том же, только в других декорациях. Француз, 20 лет проживший в Англии, ставший известным писателем, возвращается в город своей юности, где бродит по волнам своей памяти. Книга достаточно быстро надоедает, интересно в ней, пожалуй, только наличие небольшого процента абсурда, возводящего нас к творчеству Беккета и Ионеско. Больше ничего особенно запомнившегося в книге нет.
Но нобелевскую премию автору
дали: “за искусство памяти,
благодаря которому он выявил самые непостижимые человеческие судьбы и раскрыл
жизненный мир человека времен оккупации”. Тут необходимо сделать небольшое отступление,
отец Модиано был евреем-коммерсантом, который во время немецкой оккупации был
полезен оккупантам и даже не носил нашивку в виде желтой шестиконечной звезды.
Тема оккупации тоже стала важнейшей в его творчестве. В романе “Дора Бродер”
расказывается история пропавшей во время войны двенадцатилетней девочки, через
которую автор показывает ужасы Холокоста и высылки французских евреев.
Холокост- тема не просто актуальная, а слегка набившая оскомину. Модиано с его
манерой показывать все “пунктиром”, отнюдь не выглядит тут новатором и
первооткрывателем. Хотелось бы еще отметить специфическую “математичность” его
романов. В них очень много цифр, адресов, номеров телефона, что отвлекает от
цели повествования.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что творчество писателя в контексте
современного европейского литературного процесса(находящегося в глубоком упадке)
выглядит неплохим и Нобелевскую премию он получил не зря. Но запоминающимися и потрясающими
его романы, безусловно, не назовешь.
Общая оценка 6.5 (из 10 возможных)
Общая оценка 6.5 (из 10 возможных)
Комментариев нет:
Отправить комментарий