О творчестве
этого писателя так много сказано и написано, поэтому быть хоть сколько-нибудь
оригинальным у меня едва ли получится. А значит, я просто пойду иным путем: расскажу
вам про одну книгу Павича, являющуюся, пожалуй, главным ключом к разгадке феномена
этого писателя. Его назвали первым писателем XXI века еще в 1984 году, сразу после
выхода его романа «Хазарский словарь». Он дважды претендовал на Нобелевскую
премию по литературе – в 1984 и 2004 годах, в первый раз его обошел чешский
поэт Ярослав Сейферт, а в 2004 австрийка Эльфрида Елинек. Сам же Павич в своей
небольшой статье про Борхеса сказал так:
«Борхес не хотел понимать свои рассказы, не всегда понимали их и мы. Он не
получил Нобелевской премии за литературу и, как теперь уже ясно, никогда ее не
получит. Может быть, потому, что нынешними почестями и премиями, в том числе и
Нобелевской премией Шведской академии, чаще всего награждают за уже
общепринятые ценности и уже открытые возможности, то есть дают их ученикам, а
не учителям».
Мне кажется, в этом высказывании выражена легкая горечь не только
за Борхеса, но и за себя. Многие великие писатели Нобелевской премии не
получили, и Павич, к сожалению, в их числе.
Книга, являющаяся ключом к его творчеству, это «Биография Белграда». В этот
сборник вошли эссе писателя на различную тематику, которые во многом объясняют
его необычную литературную манеру. Еще я очень рекомендую эту книгу всем, кто
интересуется историей сербского государства. Пожалуй, это самое краткое ее
изложение, существующее в литературе. На 80 страницах изложена история Сербии с
периода неолита по 2000 год. А во второй части сборника размещены
эссе-размышления: Об исторических деятелях, о любимых писателях (Павич «подсказал» мне
писателя, о котором я напишу следующую статью), а также самый интересный раздел
эссе – о будущем книг. И на мой взгляд, автор настроен слишком пессимистично.
Павич утверждает, что литература останется вскоре только в компьютерах, электронных книгах и прочей технике. Не знаю почему, но мне стало очень грустно, видимо, я изрядный ретроград, но я люблю печатное слово и запах бумаги из типографии, читая в электронном варианте лишь тогда, когда книгу на бумаге достать совершенно невозможно.
Что же касается творчества писателя в общем, то его книги я бы взял с собой в будущее, будь у меня возможность туда попасть. Мне кажется, идеи, заложенные в своих романах понимал только он сам, а мы можем только пытаться приблизиться к их пониманию. Таким подходом Павич напомнил мне другого известного на весь мир серба- Николу Тесла, многие изобретения и записи которого просто непонятны современным нам людям. Пожалуй, два этих представителя сербского народа являлись предвестниками даже не двадцать первого века, а века тридцатого, никак не меньше.
Павич утверждает, что литература останется вскоре только в компьютерах, электронных книгах и прочей технике. Не знаю почему, но мне стало очень грустно, видимо, я изрядный ретроград, но я люблю печатное слово и запах бумаги из типографии, читая в электронном варианте лишь тогда, когда книгу на бумаге достать совершенно невозможно.
Что же касается творчества писателя в общем, то его книги я бы взял с собой в будущее, будь у меня возможность туда попасть. Мне кажется, идеи, заложенные в своих романах понимал только он сам, а мы можем только пытаться приблизиться к их пониманию. Таким подходом Павич напомнил мне другого известного на весь мир серба- Николу Тесла, многие изобретения и записи которого просто непонятны современным нам людям. Пожалуй, два этих представителя сербского народа являлись предвестниками даже не двадцать первого века, а века тридцатого, никак не меньше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий